Вопросы, замечания, предложения?
Напишите мне по email
/ Посмотреть рисунок крупнее? Щелкни его!
Интерактивная карта тура!
Здесь находится полная информацию о путешествии, обозначены все ключевые точки пути,
по каждой точке даны комментарии и фотографии.
Указан тайминг, расходы денег в каждом пункте.
Если заметите ошибки, если будут вопросы, советы, замечания –
пишите - aakolesov@gmail.com
Предыдущие велопоездки в эти края:
Карты маршрутов 2022-24
/
ФинИтоги 2022-24
Описание 2022
и Описание 2023
Расходы:
- Жд билеты: 9729 = (4004.5 + 569.4) + (4565.5+589.8)
- Жилье: 10900 (6 ночей) = 1300+2*2000+2500+(2*1400+300)
- Трансферы: 1668 = 1500 (такси)+108+60
- Музеи: 160 = 60+100
- Еда: 7699
ИТОГО: = 30156 р.
Где удалось побывать и что увидеть:
- В Апшеронске: памятники в парке, смотровая площадка над Пшехой, музей, монастырь
- Остаток Апшеронской узкоколейной ЖД: Черниговское-Режет. Туда на Матрице, оттуда пешком
- Перевал Красная горка
- Шаумянский перевал
- Туапсе: море, по городу, Краеведческий музей
- Трекинг на году Индюшка
|
28.05-03.06.2024 (27.05-04.06, включая поезда)
~210 км на велосипеде по Западному Кавказу
Очередной одиночный многодневный выезд с велосипедом. От двери до двери дома - 228 км вело
Предыстория
Это третья моя поездка в те края (в то же время, примерно на неделю). Идея поехать туда появилась еще весной 2021-го,
но тогда поехать не сложилось.
Первая поездка получилась в конце мая 2022-го, она носила явно "разведочный" характер,
по ходу которого я много узнал, но и понял тогда, что до многих интересных мест не добрался.
Через год случилось второе путешествие,
и вот сейчас - третье. Стоит отметить, что с каждый разом велосипедная часть сокращалась, а пешеходная - увеличивалась.
Первые два раза я брал с собой палатку и спальник, но ни разу ими не пользовался, ночуя в "стационарном" жилье. В этот раз
я палатку и спальник не брал вовсе.
По плану прошлогодней поездки, я хотел от Апшеронска поехать в сторону Туапсе, по этому пути у меня были намечены три "точки интереса".
Но уже выбравшись из Мезмая через Гуамское ущелье "на оперативный простор", я понял, что приключений в этом горном районе (Каменомостская,
Даховвская, Гузерипль, Лаго-Наки, Мезмай, Гуамка) будет вполне достаточно для этого заезда, пора домой, тем более, что начинались дожди.
В результате я в последний день сделал мощный марш-бросок Мезмай-Белореченск, откуда той же ночью и отбыл в Москву.
Соответственно, на этот раз в качестве "ключевых задач" для путешествия было намечены четыре пункты (один новый и три с прошлого раза).
- побывать в районе села Черниговского и выще по реке Пшеха, где должна действовать местная узкоколейная ЖД;
- проехать в каком-то варианте через Шаумянский перевал;
- подняться на гору Индюк (самая высокая точка тех мест);
- окунуться в Черное море.
Предварительная проработка маршрута (чтобы определиться с жд-билетами) началась в конце апреля. Было не очень понятно из данных Интернета -
каково расписание работы УКЖД в Черниговском. За основную версию была принята информация, что там есть рейсы по понедельникам, средам, пятницам
в 7 утра. Но все это было не точно. В общем, я решил, что буду разбираться на месте.
За пять дней до отъезда посмотрел погоду: в тех местах обещали дожди, но не сплошные. В общем, как обычно, настроение было
разное - "ехать-не-ехать". В общем, решил: "Надо, Федя, надо!".
Где я побывал и что видел + Публикации в ФБ по ходу дела
(для доступа к ФБ-постам может потребоваться VPN!)>
27.05 (понедельник). Отъезд с Павелецкого вокзала (13 км)
- Велосипед опять позвал в дорогу...
- Поезд Москва-Адлер до Белореченска, с Павелецкого вокзала. 15:54.
Плацкартный вагон, 29 место (нижняя полка, предпоследнее купе). Это оптимальный вариант с точки зрения удобства поездки.
Народ обычно старает брать билеты в центр вагона, крайние купе - менее забиты. Но первые купе - там народ больше шастает
(на остановках, за чаем и пр.). Дальние купе - ближе к туалету, самое последние, конечно, неудобно (постоянно хлопает дверь), а
в предпоследнем этого уже не ощущается.
Короче: самое удобное - предпоследнее, в том числе - меньше вероятность попутчиков.
Эта тактика вполне оправдала себя: из Москвы были только два попутчика (мама с дочкой 8 лет) в купе, до Шахтинской, и мужик на нижней
боковой до Ростова (на его место села пожилая дама в Армавире до Адлера). На обратной дороге я также ехал в плацкарте 29 место - вообще
один в купе до Туапсе до Москвы.
- По дороге, в том числе, делал что-то на смартфоне и ноутбуке. В том числе написал и опубликовал про
колокольню Николо-Угрешского монастыря.
- В поезде по телефону забронировал номер в гостинице "Белореченск". Я в ней останавлировал в прошлой поездке в начале и в конце.
Но в этом году она пропала на "Островке", нужно было связывать по телефону (пропала, как мне сказали, потому что очень много "пустых"
бронирование - бронируют, но не приезжают). Типичная советская ценральная в городе гостиница, очень нормально для остановки. Двухместный номер - 1300р
(в прошлом году было 1100).
28.05 (вторник). Поезд, поздно вечером - г-ца "Белореченск" (3.5 км)
29.05 (среда). Белореченск - Апшеронск (46.5 км вело + 4 трекинг)
- В прошлом году я стартовал из отеля рано утром, потому что в этом день нужно было доехать до Каменномостской (более 70 км),
где-то там остановиться (была даже мысль - в палатке), посмотреть Ходжохскую тестинину, и разобраться на месте - как строить дальнейший план).
В этот раз можно было не очень спешить, нужно было построить план, к тому же за окном шел мелкий дождик, а
вид из окна говорил, что это надолго. Начнем с кофе и легкого десерта.
Первый пункт моей программы: поездка по узкоколейке от Черниговского до Шпалореза. По предварительной информации (где-то найдненной
в Интернете) поезд туда пойдет в пятницу в 7 утра. А сейчас - утро среды. В принципе, можно к вечеру доехать до Черниговской (73 км), но не
понятно - где там останавливаться на ночь и что там делать целый день (четверг). А вдруг там и в четверг пойдет поезд? Ведь если в пятницу
целый день провести на поезде, то придется оставаться ночевать в Черниговском, но
тогда будет проблематично выполнить остальные пункты программы путешествия.
(обратный билет из Туапсе - утро понедельника, 03.06.24, конечно, можно удлинить срок путешествия, но не хотелось бы, да и с билетами
может быть непросто).
- Опять пытаюсь найти инфо по УКЖД. И на каком-то форуме "любителей узкоколеек России" нахожу телефон диспетчера Черниговской, звоню и
и мне отвечают!
Выясняется: 1) Матрица поедет в пятницу в 8 утра (повезут хлеб!). 2) Матрица ходит только до Режета, дальше - проблема с мостом, который еще не восстановили.
3) Обратно она пойдет оттуда в 16:00, будет в Черниговской в 18:00. 4) в Черниговской есть гостиница "Лотос".
Я смотрю карту, вижу, что до Режета есть дорога, 12 км. Может быть, мне ехать сейчас до Черниговской, а завтра утром по дороге на
авто доехать до Режета, а оттуда пешком вдоле колеи? Звоню диспетчеру. "Можете считать, что дороги туда нет, только вездеходе и то - не в любую погоду".
А может, мне сегодня до Черниговской, завтра пешком - до Режета и обратно, а в пятницу уже двинуть оттуда обратно в сторону Туапсе?
- Ладно, так или иначе, нужно ехать, тем более, что дождик вроде бы прекратился, в тучах появились просветы.
- 11:47. Стартую от гостиницы на велике, дождик, то прекращается, то начинается. Где-то через час пути - небольшой привал с перекусом
на автобусной остановке.
- 13:45. Въезд в Апшеронск (стелла - герб город). Проехал около 40 км. На окраине города (со стороны Белореченска) на ьерегу Пшехи
я наметил для себя место, указанное на Organic Maps, - йодо-бромные бани с бассейном. Решил от Стеллы пропобовать проехать туда
напрямки (около 2 км), но через 600 путь предградил сплошшой забор (какие-то предприятия). Мужик охранник сказал, что бани не работают
("Источник перестал бить"), а через забор я не проеду. Пришлось возвращаться (мимо нескольких стоящих там автоприцепов с пчелиными ульями,
действующими!) и по дороге - центр города.
- 14:15. Обед в пельменной "Смак", в которой я уже был в прошлом году.
Апшеронск. Первая моя окрошка в этом году. И плана на дальнейшее. Что-то я подустал, понял, что нужно останавливаться
на ночлег в Апшеронске, а завтра - в Черниговскую. Нашел в Интернете несколько гостиниц, но никуда дозвониться невозможно.
- 15:00. Поехал стучать в двери. Через центральный городской парк, посмотрел там два памятника (погибшим "в начале XX века", и основателям Апшеронска).
Нашел "Мотель на Ворошиловской", решил остановиться тут (милая хозяйка, пожлая дама Джемма). 2000 р за ночь (в Интернете было 1500р, все
цены в Интернете - устаревшие!). Очень удобное расположение, рядом "Магнит", но при этом - не шумно. Устал. Залег поспать - до 18:00.
- Еще я тут приметил некоторую смотровую площадку на другом берегу Пшеха, до ее от отеля - около 2 км. Выступил туда 18:25.
Я думал, что это - Fifth-хендс, оказалось - First.
По дороге посмотрел мемориал ВОВ (понравился).
Тропа до Смотровой (около 1 км) оказалась непростой. В первой половине дня шел дождь, мокрая глинистая черная почва. Несколько ручьев-препятствий.
Да и сонлце уже садилось. Но успел до захода. Красиво!
Панорамный вид на излучину реки Пшеха с высокого берега около Апшеронска
- Нашел телефон гостиницы "Лотос" в Черниговской, позвонил, забронировал номер - 2500 р. Легкий ужин, спать.
30.05 (четверг). Апшеронск - Черниговская (37.5 км)
- Опять неранний выход. Сегодня нужно доехать только до Черниговской, 32 км. Континенталь-брекфест в номере. В 11:20 - поехал.
- 11:24 (недалеко уехал) - Апшеронский историко-краеведческий музей (билет - 60р). Тут у меня состоялась интересная беседа с местной
директрисой. Сам музей оставил довольно странное впечатление, но тут я все же узнал кое-то новое для себя:
* Беседа в директрисой Апшеронского музея о Википедии
* Откуда взялись названия населенных пунктов Апшеронского района
* Краеведческий музей Апшеронска: довольно странная экспозиция
- 12:20. Довольно любопытный и поучительный Визит в Апшеронский монастырь
- 13:20. Морожено-лимонадный привал в Ширванской. Тут я останавливался на такой же привал год назад, только ехал тогда из Гуамки в Апшеронск.
Кстати, в Ширванской идет радикальная реконстрацкия моста через Пшеху, параллельно стоит очень приличный временный мост.
- 15:16. Приехал в Черниговское. Кстати сегодня - отличный день, солнечно, легкая обласность, не жарко. Разобрался на месте: где "вокзал" УКЖД,
уточнил с диспетчершей расписание (завтра в 8:00).
- Нашел гостиницу "Лотос", с хозяйкой общался только по телефону, меня тут устраивал ее муж, он рассказал некоторые интересные вещи о
местной ситуации. Черниговское раньше было центром местного леспромхоза. Гостиница осталась с советских времен. Первый этаж - столовая
с огромным шикарным (и прохладным!) залом. На втором этаже - длинный коридор с гостиничными номерами. В недавнее время тут жили
рабочие, которые трудились на строительстве дороги и каких-то "спецобъектов" для "спецлюдей". Останавливаются группы туристов, которые приезжают
прокатиться на УКЖД. Я сейчас жил тут один. Абажур в моем номере шикарной гостинцы "Лотос" в селе Черниговское Адыгеи
- Поселившись, отправился обедать в кафе "Светлана" (прекрасно!). Потом зашел в соседний магазинчик купить себе кое-что на вечер.
Общаясь с местным населением, я вдруг понял, что все мои контрагенты - армяне (причем, в основном это были женщины). Уже в номере отеля
прочитал: Черниговское - это столица Армянского национального района, который был тут в 1920-30 гг. Но об этом надо рассказать еще отдельно.
- Новая автодорога в Сочи через Главный Кавказский хребет!. Смех сквозь слезы Об этом еше нужно будет рассказать.
- Сегодня совсем небольшой велоперегон, всего 31 км, Апшеронск-Черниговское
31.05 (пятница). Черниговская - (УКЖД) - Новый Режет - (пешком, 15 км) - Черниговская - (велосипед, 33.5 км) - Апшеронск
- Сегодня - почти без велосипеда. На местном транспорте. Ну, все же не совсем без вело: вечером проехал обратно
до Апшеронска 32 км.
- Проснулся рано, кофе, что-то поделал на ноутбуке, завтрак. В 7:40 вышел, 7:45 - на станции (если можно так назвать УКЖД).
Подошла Матрица (от слова "Автомотриса" или "моториса" - моторный самоходный железнодорожный вагон). Загрузились (пассажиры и груз),
в 8:00 поехали в путь, со скоростью примерно 10 км/ч. Билет недорогой - 60 р. Вдоль правого берега реки Пшеха.
Обо всей этой истории хочу написать подробнее, сейчас - коротенько.
Рейсовая Матрица тут ходит три раза в неделю, возит людей и хлеб. Вообще-то, раньше она ходила в 7 утра до поселка Отдаленный
(Шпалорез), и возвращалась оттуда вечером. Но в прошлом году (кажется, так) сгорел Чертов мост за Режетом, поэтому ходит пока в 8 до Режета
(с заходом вбок в Кушинку), приходит туда около 10 утра. А в 16 оттуда, приходит в Черниговское в 18 часов.
Матрица дошла до Н.Режета. Там ее ждала пионерка, на которую перегрузили коробки с хлебом для поселков выше по реке. Я на
этой пионерке доехал до Чертова моста (он еще не отремонтирован до конца, пионерка может пройти), там вылез и пошел обратно (берегом реки).
- На пионерке до Чертова моста
Ждать обратной Матрицы до 16:00 - не стал. Во-первых, там до этого времени делать совершенно нечего, во-вторых, хотел раньше вернуться
в Черниговское, поскольку мне оттуда нужно было еще на велике ехать до Апшеронска 32 км (в 20:00 уже начинало темнеть).
- Вышел в путь от Н.Режета около 10:45. Идти - 14 км. Почти все время шел дождь разной интерсивности (гром гремел довольно
регулярно). По дороге видел памятники ВОВ, подходит иногда к береву реки (обзорные площадки).
- Третий день пути: приключения в долине реки Пшеха
- Пришел в Черниговское в 15:45.
Надо сказать - подустал. Пообедал и передохнул в кафе "Светлана". Вышел из кафе в 16:33 - как раз стоит автобус в Апшеронск. Пустой,
можно было бы залезть в него с велосипедом. Было большое искушение сказать: "Шеф, погоди 5 минут, я сейчас с великом к тебе". Но не сказал.
- 17:00. Забрал в "Лотосе" рюкзак и велик и стартанул в Апшеронск. Дождик прекратился, нежарко. Проехал 32 км за 1:40.
- 18:40. Я опять в том же "Мотеле на Ворошиловской" у Джеммы. "Магнит", ужин, спать.
01.06 (суббота). Апшеронск - (вело) - Хадыженск - (авто) - Шаумянский перевал - (вело) - Туапсе (90 км, вело)
- Первый пункт программы путешествия (Черниговское, УКЖД) был выполнен, причем с опережением графика (я думал, что после поездки
по ущелью придется остаться ночевать в Черниговском, а оттуда добраться за день до Туапсе было не очень реальным делом).
Оставались еще два - Шауменяский перевал и поход на Индюк (для купания в море было бы достаточно 30 минут до отхода поезда из Туапсе).
Как их реализовать - было не очень понятно. Виделись два варианта:
* 1) В субботу забраться каким-то образом (возможно, даже в вело-пешем стиле) на перевал, а потом заночевать где-то в районе Индюка,
в воскресенье - восхождение, потом в Туасе, так ночевать и в понедельник утром - домой на поезде.
В этом варианте была еще опция - посмотреть недостроенный туннель под Шаумянским перевалом, а может быть, даже попробовать проехать на велике по нему.
Но "проехать" показалось довольно рискованным, а весьма хорошее описание состояние дел с туннелем я прочитал в Интернете
(Публикация КП 06.02.2023
+ Подробное описание, 29.04.2023). Так что
знакомство с туннелем решил отложить "на потом".
* 2) Плюнуть на перевал, доехать от Хадыженска до Туапсе на поезде (был дневной), а в воскресенье занять Индюком
(а может быть и перевалом, налегке).
В итоге было принято решение: доехать до Хадыженска, а там - по обстановке.
- По ходу велопоездки 2022 мне в не очень позитивном плане запомнился подъем от Хадыженска до Красной горки (в сторону Апшеронска).
И вот сейчас мне пришло мысль подняться от Апшеронска до Красной горки (то есть в другую сторону) на машине (около 12 км). О чем я еще
накануне договорился с Гамлетом (наверное, муж хозяйки Джеммы). Но утром оказалось, что Гамлет уехал с кем-то в Майкоп и когда вернется -
плохо прогнозируемо. В общем, я решил ехать на велике.
- 09:00 - старт в дорогу. Как это ни странно, но ехал к Красной горке довольно легко, уклоны были вполне умеренными. Но тут нужно учитывать, что
перепад высот от Апшеронска до перевала заметно меньше, чем от Хадыженска, и дорога более пологая.
- 10:07 - верхняя точка перевала Красная Горка. Встреча с автопарой.
Встречи в пути: Как доехать от Сочи до Батуми?
- Хорошо катится под гору. Пока катился под горку с перевала до Хадыженска, с удвивлением думал, как я тут два
года назад заехал наверх.
- Взобравшись на перевал Красная Горка, я понял, как мне нужно делать дальше: нужно от Хадыженска до перевала подниматься
на машине. Или на автобусе (они же должны ходить?) или на такси.
10:47 - Автовокзал Хадыженска. Беседа с таксистами, и тут же договорились с одним из них о доставке меня с велосипедом на Шауменяский перевал
за 1500 р (32 км, с набором высоты +467м). Автобусами даже не интересовался. Но сначала нужно подкрепиться (утром в отеле
был только легкий кофейный завтрак) в симпатичном кафе рядом, где я уже бывал два года назад:
Второй завтрак в кафе "Встреча" (Хадыженск)
- 11:30. Легко погрузился в машину, 40 минут в пути (с интересной беседой по дороге с немолодым водителем Сергеем Гургеновичем).
- 12:10. Шаумянский перевал: Вторая задача похода выполнена!
- Встреча с велосипедистами на перевале Шаумян Уже после этом встрече я посмотрел карту: от Горячего ключа до Шауммянского
Перевала - 87 км, до Туапсе - 132.
- 12:45. Поехал вниз с перевала. По душевной простоте мне казалось, что от Шаумянского перевала до Туапсе я буду катиться вниз 45 км не крутя педали (как
два года назад от Хребтового перевала до Джубги (32 км). Я был вполне отдохнувшим. И даже возникла мысль - а не сходить ли мне
прямо сегодня, в субботу, на Индюк (ехать до точки "выхода на тропу - 15 км)? По описанием, которые я нашел, люди туда (в одну сторону) ходили за три часа... Тогда можно было бы попробовать
уехать домой из Туапсе уже завтра.
- Но уже первые километры пути показали, что ехать тут придеться совсем не только "под горку". И некоторой неожиданностью
стал знак на дороге, что предстоит 800 метров подъема в горку, причем - не очень пологого. (Уже потом я узнал, что это был не просто
"подъем", а Гойтхский перевал (336 м), перевал Главного Кавказского Водораздела (Хребта). К тому же, было довольно тепло (вчера от Черниговской
до Апшеронска по вечерней прохладе после дождя ехалось намного легче).
- 13:40. Cразу после перевала я увидел кафе, то, не раздумывая, остановился там, заказав мороженное и 2 кувшина по 0.5
холодного компота. Оказолось, что это довольно знаменитое тут кафе "Кавказ" и с шикарном парорамой на долину вниз и окружающие годы.
Видео: панорама Кавказа от кафе "Кавказ"
- Кстати, на картах тут была обозначена и гостиница. Именно здесь остановиться на ночь, имея в виду два варианта: или подняться на Индюк сегодня и заночевать тут, или подниматься
завтра поутру. Но, оказалось, что гостиница не работала, да и останавливать тут не хотелось.
Обзор окрестностей с веранды кафе не внушил оптимизма: гора Индюк оказалось совсем не низкой, и стало понятно, что дойти до нее будет
не очень просто. Сегодня это точно не получится, поскольку уже чувствовалась усталость.
Анализ ситуации с билетами на поезд показала, что не нужно рыпаться и ехать по имеющимся билетам в понедельник.
Короче говоря: нужно ехать в Туапсе, селиться там на две ночи. А нужно ли завтра переться на Индюк - по самочувствию и настроению вечером.
На "Островке" нашел жилье за 2*1400 р почти в центре города. Отлично!
- 14:40. Дальше, в путь. До Туасе - 32 км. Хотя средний уклон был вниз, но вверх пришлось покрутить тоже изрядно.
- 17:00. Прибыл к месту жилья (под названием "Приходи-отдохни") на улице Красной Армии.
От центральной улицы Карла Маркса до жилья - всего 350 м, но неожиданностью было то, что при этом нужно подняться на высому +30 м.
Поселился, пообщался с душевным хозяином. Потом поехал на городской пляж, выполнил последний пункт программы, приобрел
продктов на вечер. И решил, что завтра все же нужно будет отправиться на Индюк.
Кстати, когда я только отъехал вниз с Гойтхского перевала, то было мысль - приехать завтра сюда на электричке на поезде с велосипедом.
А потом, после восхожlения, на велике вниз до Туапсе. Но проделав этот путь сегодня, решил, что завтра лучше обойтись без велосипеда.
- Почему тут пришлось сделать пятиминутную остановку - объяснять, думаю, не нужно
- Вторая часть сегодняшнего велопути. От перевала Шаумянский (туда заехал на авто) до Туапсе
- Окунулся в море. Третий пункт турпрограммы выполнен!
- Несколько необычная одежда для морского пляжа. Но очень симпатично.
- Купил клубнику в Туапсе
02.06 (воскресенье). Туапсе - поезд - Индюк - Трекинг на Индюшку (5 км, +780 м) и обратно - автобус - Туапсе
- 06:00. Подъем. Кофе, дела с ноутбуком, завтрак. В 07:30 вышел из дома, 07:45 - на жд-вокзале. 08:12 - электричка Туапсе-Белореченск, мне до
станции Индюк. По дороге на вокзал не купил воды (нигде не попадалась), думал купить где-то там, но там магазина не было. Так и шел без воды
(но были родники!).
- Гора Индюк (859 м) - самая популярная гора этого района. Фактически - это западная оконечность Главного Кавказского хребта
(хотя, формально, Индюк находится в 1 км юго-западнее хребта-водораздела),
западнее ее идет перевал Гойтхский (336 м), а после него горная цепь уже не такая явная и чаще именуется Главным Кавказским водоразделом.
Популярная она потому что, ее скалистая вершина отлично видна с разных сторон, это место тренировок скалолазов, тут есть удобные стоянки
(с родниками, но не все лето!), откуда можно делать радиальные выходы к другим вершинам и местам. И добираться сюда ближе всего. С вершины открываются шикарные виды.
Собственно, тут - целое "индюшиное" семейство, рядом с Индюком - вершина Индюшка (всего на три метра ниже, но на самую ее
вершину проще подняться и вид оттуда лучше), еще где-то тут - Индюшонок. Отсюда берут начало ручьи и реки с соответствующими названиями.
Хотя где-то говорить, что название Индюк происходит от того, что скалы похожи на птицу, это не так. Название - от адыгейского "Индукушх"
- "гора индусов" ("индусы" в названиях мест тут часто всречаются, наверное, не случайно), которое было приспособлено под русский говор.
Как это ни странно, но именно на цепи гор Индюк - Семашхо (самый зададный "тысячник" Кавказа, 1035 м) в октябре 1942 года немцы
предприняли последнюю попытку прорыва к Туапсе. По-видимому, Гойтхский перевал был достаточно надежно перекрыт, и немецкие
горно-стрелковые части пытались пройти в обход.
На пути к Индюку-Индюшки есть две ключевые точки, поляны с площадками для кемпинга и родниками (но родники тут есть не всегда, летом
пересыхают): Старый Водозабор (525) и Родниковая поляна (670, это место лушше, но тут и родники раньше пересыхают). До Старого Водозабора
(тут раньше был водозабор для поселков в долине, кажется, он уже не функционирует) есть три пути: 1) от станций Индюк (жд на Белореченск)
или 1744 км (на Горячий Ключ), высота точки старта - 175 м, по тропе до Ст.Водозабора - 3.1 км 2) от перевала Гойтхский 341, - 3.4 км.
3) от станции Гойтх (273), 6 км. Проще всего, кажется, идти от перевал Гойтхский (меньше перепад высот), но там нет жд-станции.
До Ст.Ворозабора народ поднимается на машиних (не очень крутых внедорожниках) от 2) или от 3).
- 09:20. Выход на тропу от станции Индюк, 175 м. (нужно от жд около 600 м пройти вниз по автодороге). Чтобы идти правильно,
нужно пользоваться навигатором. Тропа - это какая-то тракторная дорога (наверное, обслуживается линии электропередач, которые тут проходят).
На первом километре - довольно крутая и идти непросто: дожди были два дня назад, но земля мокрая, к тому же - глинистая. Довольно
много тенистых участков.
- 10:42. Старый водозабор (525 м). Сюда народ доезжает на машинах снизу. Тут родник. До этого места тропа уже была метров 500 вся в лесу
(после проходжения широкой полосы-вырубки для нескольких ЛЭП). Отсюда начинается крутой участок, именно тропа.
- 11:07. Вид с тропы (нужно пройти с тропы метров 30) на Каменное море: большое поле камнепада (обружения когда-то горы Индюшки).
- 11:18. Родниковая поляна (670 м). Довольно большая, стоит несколько групп. Есть родник, но, говорят, он пересохнет к концу июня. В том числе
стоит группа (девушки с инструктором), которые сюда приехали из Ростова на три дня). Инструктор мне сказал, что лучше идти на Индюшку -
там виды лучше. Опять вверх, причем местами помогая себе и руками. Крутовато. Кругом много дубов.
- 12:15. Седло. Отсюжа налево - по камням на вершину Индюшки, а дальше идет тропа по цепи гор до гору Семашхо и дальше.
- 12:41. Самая макушка Индюшки (856м, на 3 метра ниже Индюка). Ход по камням на самый верх не сразу нашел. Там оказались два парня
(из Краснодара, они при мне приехали на машине до Ст. Водозабора, потом мы с ними были около Каменного моря). Поговорили, они мне сфоткали.
- 12:55. На Седло приехали (как?) четыре мотоциклиста, они полезли на вершину, а я - вниз по тропе (помогая руками).
Парни из Краснодара пошли еще на Индюк (куда дойдут), но я решил, что с меня хратит.
- 13:50. Старый Водозабор. Тут расположилась за столом компания из Туапсе. Пригласили присесть, налили полстакана красного
(предлагали больше), приятно поговорили. Пошел дальше вниз, в Индюку (как шел сюда).
Встретил две команды, идущие наверх (но все - на несколько дней).
- 15:25. Вышел внизу на дорогу, в точке старта. Как отсюда выбираться - не очень понятно. Устал. Прошел по дороге метров
500 до прямого участка дороги, помахал рукой - никто не оставливается. Пошел дальше еще около 1 км, поселок Индюк.
В магазине купил мороженое и воды. Автобусная остановка - в 100 м. Сел там.
- 17:00 - автобус, 17:40 - автовокзал Туапсе. Зашел в кафе в 100 м, пиво с закуской, пришел в себя.
- Купил что-то еще по дороге на вечер-утро дома. 19:20. Пришел, легкий ужин, спать.
- Сегодня был "день без велосипеда": на вершине горы Индюшка
- Путь наверх - к семейству Индюков
- Путь вниз. С горы Индюшка
- Железнодорожная петля у станции Индюк
03.06 (понедельник). Тауасе - поезд (3 км)
- Подъем, кофе. 08:05-08:55. Поездка на велике на городской пляж. Водные процедуры, фотосессия - в море и на велосипеде.
* Еду на велике с пляжа Туапсе
* Очень классно катиться за таким лидером
- 09:25. Старт домой. 09:35-10:05 - в местном историко-краеведческом музее. Первый этаж (история до Кавказской войны включительно),
к сожалению, на ремонте. Хотел еще зайти в музей Обороны Туапсе (ВОВ), но он в понедельник закрыт.
- 10:25-:55. Второй завтрак и немного еды в дорогу в грузино-армянском заведении.
- 11:43. Поехал на поезде домой. Как и "сюда" - плацкарт, 29 место. Тактика выбора места полностью оправдала себя, вагон был заполнен
примерно наполовину, но в моем купе - только пожилая дама на нижней боковой от Адлера до Ельца (сама из Москву, дочка с семьей в Сочи,
а у них с мужем - дом в Ельце). Почему на бокой - я не понял.
Поехал обратно домой. И по поводу "велосипед с собой в вагон"
- Вагонов-ресторанов теперь на РЖД нет. Теперь вагоны-бистро.
04.06 (вторник). поезд - Москва, Преображенка (3 км). Итого на велосчетчике = 228 км.
Разные другие публикации по поездке
|