Visual200.ru · Книги А.Н.Колесова
По Енисею (1990 г.)
А.Н.Колесов
Скачать: EPUB, MOBI

Начало книги 1971 г.)

  • Благодарности автора
  • Приезжайте... Увидите сами!
  • Предисловие И.М.Назарова

Благодарности автора

За помощь в подготовке путеводителя автор признателен бывшему начальнику Енисейского речного пароходства И. ЛЛ. Назарову, начальнику отдела пассажирских перевозок пароходства А. И. Кольцову, капитанам теплоходов «В. Чкалов», «Тургенев» и дизельэлектрохода «Бородин» И. В. Коппееву, Е. П. Калачеву и А. Г. Чикизову, первому штурману теплохода «В. Чкалов» Н. Ф. Халеви ну, заведующему кафедрой физической географии Красноярского государственного педагогического института М. В. Кириллову и другим товарищам.

В связи с тем, что материал для путеводителя собирался несколько лет, а жизнь великой сибирской реки меняется очень быстро, автор и издательство с благодарностью примут все замечания и дополнения, которые появятся у читателя.

Автор-составитель

=============================
АК (сын автора): При подготовке первого издания книги отец очень плотно работал над текстом с редактором Красноярского книжного издательства (где вышла книга) с редактором Василием Ивановичем Полустарческо. Насколько я помню, они поддерживали дружеские отношения и отец был очень благодарен ему за помощь в создании книги.
=============================

Приезжайте... Увидите сами!

До сих пор ходят глупые сказки,
Что Сибирь-де без солнца, без ласки.
До сих пор ходят басни досужие,
Что Сибирь знаменита лишь стужами.
Мол, метели там песни заводят
Да медведи по улицам бродят.
……
Да, Сибирь далеко от столицы,
Да, здесь вьюга неделями злится,
Да, садами наш край еще беден,
Да, в тайге есть, конечно, медведи.

Но медвежьим одним лишь невежды
Край сибирский считают, как прежде!
Им, видать, невдомек, что с годами
Эти земли обжитыми стали.
Что давно новостроек огнями
Замерцали таежные дали,
Что увидишь в суровом просторе
Свет Норильска и Мирного зори.
Солнце? Солнце у нас не скупится!
Соловьи? И такие есть птицы.
Да и реки-то (скажем уж прямо!)
Величавее Волги и Камы.
Кто сравнится прозрачной водою
Ну хотя бы с одной Ангарою?

А красою и силой своею
Кто, скажите, под стать. Енисею?
А какие тут дивные весны!
А какие тут звонкие сосны!

А какая тайга вековая!
А какие тут горные цепи!
А какие •— от края до края —
Медуницей пропахшие степи!
Воздух чище воды родниковой!
Только выйдешь в просторы,—и сразу
Пьешь и пьешь его жадно, готовый
Пить еще и еще, до отказа.
Всем Сибирь и щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать Вас стихами?
Приезжайте... Увидите сами!
( Казимир Лисовский)

Предисловие Н.М.Назарова
писателя, начальника Енисейского речного пароходства с 1939 по 1970 годы

Несколько цифр, думаю, небезынтересных читателю книги: бассейн Енисея почти в два раза больше бассейна Волги, в пять — Днепра, в шесть — Дона и в девять раз больше бассейна Невы. Если водосбор Енисея мысленно перенести на европейскую территорию СССР, то он растянется от Мурманска до Одессы и от Москвы до Урала. По ориентировочным данным, в бассейне Енисея насчитывается около 20 тысяч рек общей протяженностью около 250 тысяч километров.

По 38 рекам идет сплав леса. Более десяти тысяч километров глубоководных путей используется пароходством для судоходства. На протяжении почти 800 километров от устья енисейские воды бороздят океанские и морские теплоходы.

Хочется привести и такие, на наш взгляд, интересные данные. Некоторые реки страны не имеют связи с океанами. Это Волга, Урал, Кура, впадающие в Каспийское море, Аму-Дарья и Сыр-Дарья — в Аральское море. Есть реки, которые вообще никуда не впадают, оканчиваются слепыми или сухими дельтами. Таковы Зеравшан и Исфа ра в Узбекской ССР, Фу — в Казахстане, Мургаб и Таджен в Туркмении. Этим рекам не хватает воды и, постепенно иссякая, они заканчивают свой бег на суше.

Другое дело Енисей! Впадая в Ледовитый океан, он сбрасывает в него каждую секунду 20 тысяч кубометров воды, тогда как самая большая река Европы Волга доносит до Каспия только 8 тысяч кубометров воды в секунду. Объем стока Енисея за год, таким образом, превышает сток всех рек европейской части СССР вместе взятых, или равен стоку Волги за два с половиной года, или стоку Днепра за десять лет.

Енисейские воды движутся в три раза быстрее днепровских и в пять раз быстрее волжских. Енисей — главная транспортная артерия Красноярского края. К бассейну реки тяготеет более 70 процентов его территории. Здесь сосредоточена основная часть естественных ресурсов промышленности, сельского хозяйства. На берегах бассейна Енисея проживает свыше 50 процентов населения края.

Богатство и гордость енисейского бассейна — эго бесконечные леса. Тайга полна прекрасных сосен, кедрачей, лиственницы. Запасы древесины хвойных пород, расположенных по его берегам, в четыре раза больше, чем во всех странах Западной Европы и в один и две десятых раза больше, чем в Северной и Центральной Америке вместе взятых. На его территории сосредоточены величайшие в мире кладовые природных богатств.

Велики и энергетические запасы Енисея. Енисей таит в себе примерно столько же энергии, сколько ее выработали в 1960 г. все электростанции Советского Союза.

Нельзя не упомянуть и о суровой красоте Енисея, о сказочности его пейзажей — изумительных картин, нарисованных природой с помощью таких простых материалов, как вода, камень и лес.

Действительно, как красивы живописные берега, неоглядные дали его плесов! Недаром река-богатырь полюбилась народу: она под стать его силе и размаху, и народ воспел ее в своих песнях. К сожалению, Енисей долгие годы оставался «белым пятном» на географической карте русской литературы и только при Советской власти тема Енисея прочно вошла в художественную прозу и поэзию. Новая жизнь, та самая, о которой мечтал А. П. Чехов, пришла на берега сибирской реки. Новые, сильные, умные, мужественные люди начали преобразовывать ее берега, возводить города, зажигать огни электростанций, создавать невиданный дотоле на Енисее мощный речной флот.

Все это плюс суровая прелесть дальних просторов, романтика покорения таежных порожистых рек позвали в путь-дорогу вместе с туристами писателей и художников. И вот здесь в первую очередь нам хочется назвать широко известный и полюбившийся читателю роман московского писателя А. Кожевникова «Брат океана». Уже само название этой книги стало одним из поэтических синонимов слова «Енисей». В романе дана широкая картина жизни на Енисее в предвоенные годы. Ярко, почти скульптурно вылеплены фигуры представителей целой династии енисейских лоцманов. Убедительно и красочно показано вторжение новых взаимоотношений между людьми, новых человеческих качеств и черт, властно ломающих старое, отжившее. И прекрасным финалом романа является его вторая часть, в которой с большой художественной силой автору удалось показать рождение молодого заполярного города Игарки.

Замечательным подарком сибирякам, да и всем читателям явилась книга нашего земляка-красноярца Г. Кублицкого «Енисей — река сибирская». Скажем без всякого преувеличения — это энциклопедия Красноярского края, энциклопедия Енисея. В ней удивительно детально, увлекательно и правдиво показан и Енисей и его люди. От этой книги трудно оторваться. Она переведена на многие иностранные языки, и уже это одно говорит не только о ее популярности, но и о том громадном интересе, который проявляет всесоюзный и зарубежный читатель к нашему краю, к Енисею.

Вот что сказал об этой книге начальник строительства Красноярской ГЭС А. Е. Бочкин: «Великое дело — хороший писатель. Когда меня назначили начальником строительства Красноярской ГЭС, я решил до отъезда в Красноярск что-либо прочитать об Енисее, и мой внук посоветовал мне прочесть уже сравнительно давно изданную книгу Г. Кублицкого «Енисей — река сибирская». Помню, прочел я ее залпом. Там было написано и о том, что на Енисее будет строиться ГЭС, и я уже как бы видел даже место этого строительства. Потом, уже приехав в Красноярск, а затем в Шумиху, я убедился, для меня почти ничего нового здесь не было. Да, вот такие книги полезны, очень полезны».

Творчество другого красноярца, ныне живущего в Москве, лауреата Государственной премии С. Сартакова почти целиком посвящено нашему краю, Енисею. Его популярные, широко известные повести «Плот идет на Север», «Горный ветер», «Не отдавай королеву» составили как бы цикл великолепных произведений о простых людях Енисея, о речниках. Читая его книги, мы идем как бы вместе с автором по земле сибирской. В своих книгах Сартаков с большой художественной силой смог поднять многие проблемы, волнующие советских людей, сибиряков-красноярцев.

Немало проникновенных рассказов написали замечательный певец сибирской природы Н. Устинович и писатель Савва Кожевников. С очерковыми книгами об Енисее выступали Е. Рябчиков, А. Некрасов, В. Вальцева, А. Гарри и многие другие писатели.

А сколько волнующих, запоминающихся стихов о великой сибирской реке, о ее природе создано поэтами! Нельзя не вспомнить с чувством благодарности и признательности сочные, колоритные строки нашего земляка, ныне московского писателя Льва Черноморцева, высокоталантливые стихи иркутского поэта Анатолия Архона, сибиряка в прошлом Михаила Скуратова и многих других.

Много согретых большим человеческим теплом стихов о Енисее, о речниках написал наш поэт Игнатий Рождественский. Большой популярностью пользуются они у читателей не только у нас в крае, но и во всей стране. «Я к Енисею прихожу как к другу», — писал в одном из стихотворений И. Рождественский. И это правда! Но и Енисей как друг приходит к поэту, властно вторгается в его творческие планы, в строки его стихов, зовет к новым творческим поискам.

С Енисеем, с людьми, проживающими на его берегах, связано все творчество, да впрочем и вся жизнь тоже нашего земляка-красноярца Казимира Лисовского. Кто-то из поэтов писал: «Сам уедешь, а сердце останется здесь». К. Лисовский сейчас живет в Новосибирске, на берегах Оби, но сердце его остается на берегах Енисея.

Без тебя не найти мне покоя.
Ты любви моей первой сильней.
Снова думаю. Сердцем, строкою
Возвращаюсь к тебе, Енисей.

Все чаще и чаще обращают свое внимание на Енисей и московские поэты М. Соболь и Я. Аким. Давняя дружба связывает сибиряков с ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.

Известный поэт-песенник, давний друг енисейских речников, Лев Ошанин несколько раз побывал на реках Енисейского бассейна, написал ряд интересных стихов. И нас огорчает лишь одно. До сих пор никем из поэтов и композиторов не создано настоящей хорошей песни о Енисее, подчеркиваю, настоящей, яркой песни, такой, чтобы, как говорится, за душу брала.

Слово за вами, товарищи поэты, туристы и путешественники! Ведь популярные песни «Бирюсинка», «Морзянка», «Мы в салоне вдвоем» сотворены во время плавания на енисейских теплоходах.

Пишется и еще много будет написано о Енисее.
«Остается помечтать о будущем годе. Если буду жив- здоров, обязательно попрошусь на Енисей. Поздравьте товарищей енисейцев с открытием навигации и пожелайте им от меня нужное количество футов под килем и, если это понадобится современным теплоходам, свежего попутного ветра. Думаю, что не ошибусь, если к этим пожеланиям присоединю и заочную подпись С. Сартако- ва — старого енисейца и певца этой реки, который сейчас так же, как и я, пересажен с воды на сушу. Ваш Л. Соболев».
«Хорошо знаю Урал и Алтай, да и Сибирь чуть-чуть. Но в Красноярске не бывала. Шлю сердечный привет всем работникам Енисейского речного транспорта. Мариэтта Шагинян».

Поскольку мы коснулись литературы, было бы неправильно умолчать о другом большом отряде нашего искусства — мастерах кисти, которые также работают в большом содружестве с речниками. К чести красноярских художников надо сказать, что они внесли свой достойный вклад в енисейскую тему.

Кто не знает прекрасной работы «Рождение Енисея» такого талантливого художника, как Тойво Ряннель! А сколько замечательных лирических полотен посвятил Енисею теперь уже член-корреспондент Академии художеств Б. Ряузов. Тонкие, ювелирные по своей отделке графические работы создали заслуженный художник РСФСР В. И. Мешков, заслуженный деятель искусств Р. Руйга, художник Н. Сальников. Московские художники Н. Жуков, Я. Ромас, В. Богаткин в содружестве с отделением художников нашего края оказали неоценимую помощь Красноярскому краю в практической пропаганде изобразительного искусства.

Но не одной красотой дорог нам Енисей. С ним связаны многие страницы истории нашей Родины. Четыре столетия тому назад на необъятных просторах Сибири появились первые русские землепроходцы, и в тайге, «немереной вдоль и нехоженой вширь», раздался стук топора. Косматой шкурой медвежьей распласталась Сибирь перед казаками Ермака и другими легендарными колумбами Сибири. Здесь в единоборстве с сибирской природой ковался сибирский характер. Многое было: и становление острогов, как именовались тогда укрепленные городки, и отчаянные по смелости походы по сибирским рекам, и позже звон кандальный, и золотая лихорадка, и революционные схватки, и колчаковщина, и непреклонные духом партизаны.

Все это составляет предысторию советской Сибири, подступы к новой эре, в которой В. И. Ленин и Октябрьская социалистическая революция открыли захватывающие дух горизонты.

На другом конце страны, на далекой Неве, грянул выстрел «Авроры», и само время обрело крылья. Ветер удивительных преобразований пронесся над великой сибирской рекой, превратив в невиданно короткие исторические сроки для людей Сибирь из мачехи в Сибирь-ма- тушку. Пришло время для нее распахнуть перед народом свои несметные богатства: «белый уголь» Енисея и лесные богатства тайги, руды Талнаха и металл Норильска, богатые жатвы советской земли, топливо и газ недр, и чуду подобные, как сказал бы летописец, клады Приангарья.

Енисей дорог и близок нам и потому, что наши деды и отцы, голодные и разутые, но со священной верой в правоту своего дела, отстаивали на берегах его от врагов родную Советскую власть. И потому, что в дни Великой Отечественной войны здесь же развернулась титаническая трудовая битва помощи фронту и подвиги ратные переплелись с подвигами трудовыми.

Умной и деятельной жизнью осветились берега Енисея при Советской власти. Руки советских людей свершили поразительные перемены. Строители в содружестве с речниками распечатали на берегах Енисея и в его глубинных районах неисчерпаемые кладовые недр, возвели города Игарку, Норильск, Дивногорск, Дудинку, Новоенисейск, выстроили гигантские промышленные предприятия и культурные маяки, распахали нетронутые массивы целины.

В. И. Ленин в сибирской ссылке, понятно, еще не представлял себе план ГОЭЛРО в том виде, в каком он был доложен делегатам VIII Всероссийского съезда Советов в 1920 году. Но, наблюдая ледоход на Енисее и позже, плывя по реке, примечал Владимир Ильич, какими неисчерпаемыми ресурсами «белого угля» располагает Енисей, и уже тогда многое обдумывал, многое предвидел. Мечты его сбылись, претворенные в жизнь руками сибирских гидростроителей: Енисей стал электрической рекой. Уже пущено 10 агрегатов Красноярской ГЭС — самой величественной энергетической стройки планеты. Заканчивается строительство гидроэлектростанции на реке Хантайке. Уже кипят работы на створах Саяно-Шушенской и Усть-Илимской ГЭС. А впереди новые станции Енисейско-Ангарского каскада. Развернется строительство Богучанской, Средне-Енисейской, Осинов- ской, Игарской и других ГЭС. И как тут не вспомнить вновь вдохновенные слова К. Лисовского:

Ты штурмуешь высокие скалы,
Ты — в работе с утра до утра,
Нет, не зря навсегда от Байкала
Убежала к тебе Ангара.
Что Байкал? Только славное море!
А тебе — океаны сродни.
А тебе — бушевать на просторе,
Зажигать путевые огни.

В этом году Красноярское море достигло уровня воды до проектной отметки. Оно теперь настолько велико, что между его берегами вмещается объем воды Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ вместе взятых. Братская и Красноярская ГЭС значительно улучшили судоходные условия на реках Ангаре и Енисее; путем пропуска воды из водохранилищ создана необходимая глубина, которая позволяет осуществлять плавание судов со значительной повышенной осадкой.

Велико энергетическое богатство Енисейского бассейна. И пусть не обидятся на нас волгари и донские казаки, если для сравнения мы скажем, Красноярская гидроэлектростанция еще не самая большая из тех, что будут построены со временем на Енисее. Две Волги, две Камы, два Днепра и Дон в придачу — такова мощь Енисея.

Сооружение каскада водохранилищ на Ангаре и Енисее позволит создать единый транзитный Ангаро-Енисейский водный путь до Байкала включительно и в Туве до Шаганара.

Кроме водных путей Ангаро-Енисейского бассейна и Тувинской АССР, создаются предпосылки для формирования в перспективе грандиозной системы внутренних водных путей Сибири, значительно большей, чем единая система европейской части СССР. Это будет возможно при условии соединения Енисея с Обью на западе и с Леной на востоке через реки Илим и Нижнюю Тунгуску. Научные проектные институты при проектировании Осиновской и Нижне-Тунгусской ГЭС уже изучают и рассчитывают экономические и технические возможности создания этого соединения. Единая система водных путей Сибири позволит не только принять увеличенные грузопотоки, но и свяжет между собой всю материальную базу речного транспорта по всей Сибири. Эта система сольется также с Северным морским путем, с организацией перевозок в смешанном сообщении река — море.

А какие откроются в этих условиях возможности маневренности имеющегося флота: Енисей — Иртыш, Обь—Верхний Иртыш, Верхняя Ангара и озеро Байкал! Морские корабли из Балтийского, Белого, Черного и Каспийского морей по системе рек и каналов, водохранилищ будут совершать рейсы в глубь Сибири!

Недалеко время, когда бассейн Енисея станет одним из крупнейших промышленных районов нашей страны, займет ведущее место в ее экономике. По Енисею и Ангаре ежегодно сплавляется в плотах и перевозится на судах миллионы кубометров древесины. Во все больших масштабах ведутся строительные и геологоразведочные работы на Таймыре, в Эвенкии, Приангарье, в Тувинской АССР и на юге края.

Новые большие задачи в области промышленности и транспорта поставил перед краем XXIV съезд нашей партии. В крае, пожалуй, нет района, в котором бы в новой пятилетке во много раз не ускорилась созидательная деятельность.

Бурное развитие экономики края в соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС, рост населения увеличивают потребности в перевозках грузов и пассажиров. Речники Енисейского пароходства не только обслуживают сложившиеся производства, но и помогают в хозяйственном освоении новых районов. Без Енисейского водного пути было бы немыслимо развитие гиганта цветной металлургии — Норильского комбината, на долгие годы отодвинулось бы освоение лесных массивов Приангарья и других богатств края.

В пятилетке значительно возрастет объем перевозок всеми видами флота. По сравнению с 1969 годом намечается увеличить грузооборот в полтора раза, а перевозки для Норильского комбината примерно в два раза. Перевозки грузов по Ангаре в связи со строительством Горевского горно-обогатительного комбината и дальнейшим развитием лесной промышленности также увеличатся вдвое, а транспортировка пиломатериалов в Игарку на экспорт — в полтора раза.

С окончанием наполнения водохранилища Красноярской ГЭС, строительства новых населенных пунктов и промышленных предприятий объем перевозок грузов в зоне водохранилища возрастет почти в три раза.

За короткий период навигации речники Енисея успевают перевезти многие миллионы тонн грузов. На огромных просторах речной флот занимает почти монопольное положение по перевозке грузов, и это накладывает особый отпечаток на условия и характер работы, требует особой ответственности за порученное дело. Частые изменения глубин, пороги и шиверы, штормы и туманы почти неизбежно сопровождают судно в рейсе.

Енисейские капитаны широко пользуются всеми новейшими достижениями, эхолотами, налаженной радиосвязью. Однако использование новейшей техники не умаляет искусства судовождения, традиций и опыта, накопленных предшествующими поколениями.

За последние десятилетия почти весь енисейский флот обновлен. Более девяти десятых всего количества судов построено после 1951 года, а половина — в шестидесятых годах.

В составе транспортного флота работают мощные толкачи и буксиры, грузовые теплоходы, рефрижераторы, нефтетанкеры, саморазгружающиеся лесовозы, плотоводы, пассажирские теплоходы, теплоходы на подводных крыльях и другие скоростные суда.

Личный состав флота составляет главным образом молодежь. Это специалисты, окончившие институты, техникумы, речные училища. Почти все капитаны и механики судов имеют высшее и среднетехническое образование.

Ни об одной из сибирских рек не написано столько стихов, песен и романов, как об Енисее. В то же время книг-путеводителей для тех, кто любит путешествовать по Енисею и многочисленным его притокам издано, к сожалению, очень мало. Спрос на них из года в год повышается. Путеводители значительно обогащают впечатления читателей и туристов, число которых растет с каждым годом.

И хочется надеяться, что выход в свет этого путеводителя будет с интересом и благожелательно встречен не только жителями Красноярского края, но и многими читателями других областей нашей страны, у которых появится желание попутешествовать по великой сибирской реке.

Они увидят, как на Енисее две жизни слились как бы в единый стремительный поток — это жизнь самой реки от Саян до Ледовитого океана и жизнь людей на берегах Енисея, изменяющих не только берега Енисея, но саму великую реку, покоряя ее своим мужеством, воплощая в действительность мечты и планы В. И. Ленина.

И. М. НАЗАРОВ, писатель, начальник Енисейского речного пароходства с 1939 по 1970 годы

© Andrey Kolesov, 2009